13 октября 2022 года - русский язык, литература - 9-В класс
13 октября 2022 года - русский язык -9-В класс
Урок в режиме онлайн по теме
Тема. Развитие речи. Выборочное изложение
Внимание! Писать в рабочих тетрадях.
Задание. Написать выборочное изложение по тексту В.И. Даль (из учебника, упражнение 6).
Домашнее задание. Выучить параграф 7, выполнить упражнение 44.
Литература
Урок в режиме онлайн по теме
Тема. А.С. Грибоедов "Горе от ума". Особенности сюжета и композиции
1. Составление конспекта по теме.
«Горе от ума» — реалистическая комедия. Конфликт пьесы решается не на уровне абстрактных идей, как в классицизме, а в конкретной исторической и бытовой обстановке. В пьесе содержится множество намёков на современные Грибоедову жизненные обстоятельства: учёный комитет, выступающий против просвещения, ланкастерское взаимное обучение, борьба карбонариев за свободу Италии и т.д. Друзья драматурга определённо указывали на прототипы героев комедии. Такого сходства Грибоедов добивался сознательно, ибо изображал не носителей абстрактных идей, как классицисты, а представителей московского дворянства 20-х годов XIX века. Автор не считает, в отличие от классицистов и сентименталистов, недостойным изображать бытовые подробности обычного дворянского дома: Фамусов суетится возле печки, выговаривает своему секретарю Петрушке за разорванный рукав, Лиза подводит стрелки часов, парикмахер завивает волосы Софье перед балом, в финале Фамусов ругает всех домашних. Таким образом, Грибоедов соединяет в пьесе серьёзное общественное содержание и бытовые подробности реальной жизни, социальный и любовный сюжеты.
Экспозиция «Горя от ума» — первые явления первого действия до приезда Чацкого.
Читатель знакомится с местом действия — домом Фамусова, московского барина и
чиновника средней руки, видит его самого, когда он заигрываете Лизой, узнаёт,
что его дочь Софья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова, а раньше была
влюблена в Чацкого.
Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам
Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная
построена на банальном треугольнике, где имеются два соперника, Чацкий и
Молчалин, и одна героиня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная —
обусловлена идеологическим противостоянием Чацкого и косной общественной среды.
Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего».
Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и
раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за
время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца»
встречает его холодно, Фамусов говорит о Скалозубе как о предполагаемом женихе,
Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги.
Её поведение настораживает Чацкого:
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга. (11,8)
 
Кульминация любовной сюжетной линии —
это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня
заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает
Молчалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:
И я чего хочу, когда всё решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно. (III, 1)
Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с
Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим
вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова.
Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича,
который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий
заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (II, 2). Фамусов хвалит
Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает
ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в
московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки
сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью
развернуться любовной сюжетной линии.
После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана,
но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный
конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться.
Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который
очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может
любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует
сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в
мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу
противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала —
наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно
подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от
него в конце третьего действия.
Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV,
14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном
монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает
фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов
писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из
театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем
увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего,
кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий
изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как
нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его идейную
несостоятельность.
Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей. Во-первых, в пьесе две
сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки
(последний монолог Чацкого) этих сюжетных линий совпадают, но всё-таки комедия
с троится на двух сюжетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация.
Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она проходит
через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции
(Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё — детское увлечение). Объяснение Софьи
и Чацкого происходит в начале третьего действия, значит, третье и четвёртое
действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В общественном
конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Репетилов, Софья, Скалозуб,
Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории —
только четверо: Софья, Чацкий, Молчалин и Лиза.
Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных
линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет
любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так:
социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную
роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие. Мастерство Грибоедова-драматурга
проявилось в том, что он искусно переплетает две сюжетные линии, используя
общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство
Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета
(нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание
сплетни о сумасшествии Чацкого.
2. Домашнее задание. Выучить стр. 141-148, подобрать цитаты к характеристике Чацкого
Особенности композиции комедии Горе от ума Грибоедова
Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.
Как и принято в классических формах литературы, композиционно в пьесе представляются несколько конфликтов в качестве любовного треугольника с участием главного персонажа, а также социально-политическая сюжетная линия.
Писатель сохраняет в пьесе традиционные для классицизма правила применения триединства повествования в виде совершения событий в одно и в тоже время и в одном месте, но третий догмат в форме единства действия любовного конфликта изменяется автором, поскольку завязывается любовный сюжет не в начале произведения, а лишь в середине, а его развязка не заканчивает социальную направленность пьесы, выражающуюся в противостоянии основного героя окружающему его обществу.
Кроме того, отличительной чертой пьесы является его структурированность, заключающаяся в четырех, а не в пяти традиционных действиях, повествование которых включает в себя взаимосвязующие диалектические мотивы, чередующиеся между собой. Авторский замысел раскрытия темы произведения с использованием четырехактности обладает особой содержательностью, поскольку завершает произведение в виде открытого пространства, в котором главный персонаж остается непобежденным духовно, демонстрируя век минувший как идейно несостоятельным.
Используемые в произведении сюжетные конфликты раскрываются писателем при помощи конкретных бытовых обстановок в определенный исторический период в отличии от идей классицизма, в котором все демонстрируется с применением абстрактных образов.
Социальная линия пьесы получает свое развитие совместно с любовным сюжетом, переплетающимся с противоречиями основных персонажей. Именно социальный конфликт произведения является значительным в пьесе, поскольку проходит сквозь все повествование, обрамляя любовный сюжет. Кроме того, в социальной сюжетной линии писатель задействует всех героев пьесы, тогда как любовный конфликт, являющийся второстепенным, представляется в виде треугольника.
Использование писателем при написании оригинальной композиции пьесы принимается не всем литературоведческим обществом того периода времени, однако многие из критиков подчеркивают особенное мастерства автора, решившего пренебречь канонами традиционного классицизма и создать смелое произведение.
Источник: Особенности композиции комедии Горе от ума Грибоедова