15 сентября 2022 года - русский язык, литература -9-В класс

 15 сентября 2022 года - русский язык, литература - 9-В класс

Русский язык

Консультация по теме

Тема. Предложения с обособленными членами (повторение).

1. Добрый день, ребята! Вашему вниманию сегодня предлагается материал в двух таблицах. Внимательно прочитайте. Выберите из таблицы главное, запишите в тетрадь.

2. Домашнее задание. Работа по учебнику - изучение параграфа 5, выполнение упражнения 32 (4-6 предложения).


Знаки препинания в предложениях с обособленными

членами (определениями и приложениями)

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

 


Знаки препинания в предложениях

с обособленными приложениями

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...» по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

 

 

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.


Литература

Консультация по теме.

Тема. М.В. Ломоносов "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния"

             1. Изучение биографии ученого и поэта на стр. 43-52

Щедро одаренный талантами, Ломоносов занимался многими научными дисциплинами. Его энциклопедизм поразителен. На уроках же литературы мы будем говорить о Ломоносове как о реформаторе русского языка, стихосложения, о Ломоносове, которого В. Г. Белинский назвал «Петр Великий русской литературы».Главным для М. В. Ломоносова было найти такую основу литературного языка, которая сделала бы книгу понятной широкому кругу читателей, приблизила бы письменную речь к особенностям устной народной поэзии.

2. Выразительное чтение стихотворения.

3. Краткий анализ (запись в тетрадь).

Вечернее размышление о Божием величестве – это работа Ломоносова от 1743 года. Жанр  – ода. Главная идея – показать человека, который слишком мал, чтобы постичь всю вселенную. Но несмотря на это, он постоянно пытается узнать что-то новое, открыть очередную тайну. Художественные средства – это огромное количество риторических и смысловых вопросов. Они наполняют произведение динамикой, заставляют самого читателя задумываться над смыслом сказанного.

Главная мысль Оды заключается в том, что никогда нельзя прекращать поиск

Ода — стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы (запись в тетрадь).

4. Домашнее задание. Выучить материал на стр.43-52.


Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс