15 сентября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д классы
15 сентября 2022 года - литература - 8-Г, 8-Д классы
Урок в режиме онлайн
Тема. Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль". Образ Митрофанушки. Речевые характеристики персонажей
1. Работа над составлением характеристики главного героя Митрофанушки. Запись в тетрадь.
Характеристика — описание
живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от
его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся а действиях,
поступках и высказываниях.
Пример плана
1) Воспитание зависит
от среды, условий формирования молодого человека. Именно это утверждает Д. И.
Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Это — главная мысль произведения.
2) Митрофанушка
— один из главных героев комедии. Это15-летний подросток, сын провинциальных
помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).
3) Имя
«Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать» — логический переход к новой
мысли
2. Рекомендации по характеристике речи персонажей. (Автор, стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)
— В чем
особенности речи Цифиркина и Кутейкина. (Цифиркин
в прошлом был солдатом, а сейчас — преподаватель арифметики. В его речи звучат
постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин — недоучившийся
семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма
кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)
3. Обобщающий смысл комедии. Запись в тетрадь.
Воссоздав мир
Скотининых и Простаковых, Фонвизин сумел придать своей комедии глубокий
обобщающий смысл, вскрыв социальные корни описываемых им событий.
Гуманистический пафос комедии направлен на то, чтобы показать пагубность крепостного
права для человека — как для дворовых «рабов» (Тришка, Еремеевна, девка Палашка),
так и для господ, забывших, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», и
утративших свое человеческое достоинство.
В лице госпожи
Простаковой Фонвизин создал необычайно яркий и жизненный характер и вопреки
канонам классицизма смело показал, что даже эта «презлая фурия» может
испытывать чувство страдания, может хотя бы на мгновение вызвать если не
сочувствие, то во всяком случае понимание у читателя или зрителя.
4. Домашнее задание. Выучить материал.