05 сентября 2022 года - русский язык-10-Б класс
05 сентября 2022 года - русский язык- 10-Б класс
Консультация по теме
Тема. Повторение. Система гласных и согласных в русском языке. Слог. Фонетический разбор слова. (тему урока записывать в тетрадь). Например:
Пятое сентября
Классная работа
Повторение. Система гласных и согласных в русском языке
1. Словарная работа (записать в тетрадь).
Афе́ра (не
афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство,
звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник,
до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт,
проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́.
Повторение изученного ранее. Какие разделы науки о языках вы знаете? Что изучает каждый из этих разделов? Что такое фонема? (Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону звучания) разных слов.)
Задание 2. Письменно. Запишите пары слов, различающихся одним звуком. (Прибыть — прибить, съехать — въехать, толь — тюль, равный — ровный, запирать — забирать.)
В чем различие звука и буквы? (Буква
обозначает звуки на письме)
3. Характеристика звуков и букв.
На
какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные
и согласные.)
—
Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я? ([й’э],
[й’о], [й’у], [й’а])
—
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В
начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв.)
Задание 3. Запишите примеры. (Яма — [й’а]ма;
юла — [й’у]ла; вьюга — в[й’у]га; съезд
— с[й’э]зд; армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.) Сколько согласных звуков в русском
языке? (37.)
Назовите характеристики согласных звуков. (Твёрдые,
мягкие, звонкие, глухие.)
Задание 4. Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’], [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])
—
Какие звонкие звуки являются непарными ([р],
[р’], [л], [л’], [м], [м’],
[н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’],
[х])
—
Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией
— продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией
не характеризуются.)
Задание 5. Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).
—
Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])
—
Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])
—
Какие звуки называют шипящими? ([ш] [щ’] [ч’])
1. Устно изучить теоретический материал на стр. 48-49. Письменное выполнить фонетический разбор слов семья, язык.