04 октября 2022 года - литература -9-В класс
04 октября 2022 года - литература - 9-В класс
Тема. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
1. Составление конспекта по предложенной статье.
В русской литературе ХVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало
бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети
граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть
состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных».
Поразительный по смелости политический
памфлет — глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает
глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит,
кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель,
первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на
внутренность слабого».
Коллективным многоликим героем книги
Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок от крепостного пахаря до
крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной
искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать
человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними
обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева качественно новое явление в
русской литературе.
Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы
«путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был
обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать
повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня душа моя
страданиями человечества уязвлена стала».
Но, в отличие от Карамзина, чье
творчество также связано с этим направлением в литературе (мы будем изучать его
на последующих уроках), эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской
иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и
страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он
подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства.
Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий
патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия...». Образцом
служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем
Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных
мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.
Революционная «чувствительность»
Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о
дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и
трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском
«Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма.
Крупнейший политический мыслитель России
своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник
декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и
поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником
русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое
столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный
поэтический памятник своему бурному столетию — веку необратимых революционных
изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества:
Нет,
ты не будешь забвенно, столетье
безумно и мудро,
Будешь
проклято во век, ввек удивлением всех...
Мудрости
смертных столпы разрушив,
ты их паки создало;
Царства
погибли тобой, как раздробленный корабль.
Царства
ты зиждешь; они расцветут
и
низринутся паки.
Домашнее
задание: выучить материал в тетради.