19 апреля 2022 года - русский язык, литература - 9-Б, 9-В классы
19 апреля 2022 года - русский язык, литература -9-Б,9-В классы
Русский язык
Урок в режиме онлайн по теме
Тема. Морфемика и словообразование
1. Наблюдение над языковым материалом – параграф 43, 44, выполнение упражнения 237.
2.
Тренировочные упражнения.
Задание 2. Сделайте словообразовательный разбор слов. Исследователь, соученик, приводниться, маслобойня, антифашист.
Домашнее задание. Выучите параграфы 43, 44, выполните упражнение 241.
Литература
Просмотр видеоурока по теме
Тема. А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворные произведения из книг "Четки", "Белая стая", "Подорожник".
1. Составление конспекта по материалу учебника на стр. 130-147 и предложенного материала.
Творчество Анны Андреевны Ахматовой — не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в ХХ в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности. Ахматова — литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.
1) Выразительное чтение стихотворения. «Читая «Гамлета».
                       1
У
кладбища направо пылил пустырь,
А
за ним голубела река.
Ты
сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или
замуж за дурака...»
Принцы
только такое всегда говорят,
Но
я эту запомнила речь, — 
Пусть
струится она сто веков подряд
Горностаевой
мантией с плеч.
                   2
И
как будто по ошибке
Я
сказала: «Ты...»
Озарила
тень улыбки
Милые
черты.
От
подобных оговорок
Всякий
вспыхнет взор...
Я
люблю тебя, как сорок
Ласковых
сестер.
                                  1909
Комментарии. Эти стихи несут на себе
кинематографический отпечаток. Изменение ритма, переход от длинных строк в
первой части к коротким, легким во второй создают иллюзию счастья и согласия,
но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом.
Светлая печаль сквозит во всем стихотворении.
Так
беспомощно грудь холодела,
Но
шаги мои были легки.
Я
на правую руку надела
Перчатку
с левой руки.
Показалось,
что много ступеней,
А
я знала— их только три!
Между
кленов шепот осенний
Попросил:
«Со мною умри!
Я
обманут своей унылой,
Переменчивой,
злой судьбой».
Я
ответила: «Милый, милый!
И
я тоже. Умру с тобой...»
Это
песня последней встречи.
Я
взглянула на темный дом.
Только
в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым
огнем.
                                              1911
Комментарии. Стихотворение названо песней, но в нем
гораздо больше от новеллы.
Место действия — город.
Время действия — мгновение назад и
сейчас. Впереди — бесконечность. Настроение меняется, нарастая от осознания
беспомощности, безнадежности, равнодушия любимого — до порыва к бесчувствию
физическому. Равнодушное молчание мира живых людей и диалог с миром природы.
Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в
доме свечи).
Я
научилась просто, мудро жить,
Смотреть
на небо и молиться Богу,
И
долго перед вечером бродить,
Чтоб
утомить ненужную тревогу.
Когда
шуршат в овраге лопухи
И
никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю
я веселые стихи
О
жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я
возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый
кот, мурлыкает умильней,
И
яркий загорается огонь
На
башенке озерной лесопильни.
Лишь
изредка прорезывает тишь
Крик
аиста, слетевшего на крышу.
И
если в дверь мою ты постучишь,
Мне
кажется, я даже не услышу.
                                                1912
Комментарии. Это стихотворение похоже на письмо.
Нелегкой науке «просто, мудро жить» она
(героиня) учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого свое
возрождение — учится жить, увы, без любви. Ее новое умение сказывается на
стихах — она начинает слагать «веселые стихи» о жизни, которая одновременно
«тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «веселые
стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной».
Дело не только в увядании растений — дело в увядании любви.