07 апреля 2022 года - русский язык, литература - 9-Б, 9-В классы
07 апреля 2022 года - русский язык, литература -9-Б, 9-В классы
Русский язык
Консультация по теме
Тема. Развитие речи 23. Публичная речь. Устное высказывание типа рассуждения-объяснения
1. Запишите высказывание К.
Г. Паустовского.
Каждое выступление, независимо от темы, должно быть живым, живописным, а не набором шаблонных фраз и цифр.
2. Прочитайте теоретический материал § 40.
3. Требования к публичной речи. Сделайте запись в тетрадь.
Существуют публичные высказывания на публицистическую тему (научный доклад тоже публичный акт, так как представляет собой выступление перед публикой, но для него характерны признаки научного стиля). Публицистическое высказывание затрагивает вопросы общественного, гражданского звучания и обладает такими признаками аналогичного стиля, как употребление общественно-политической лексики (выборы, парламент, нравственный долг, обязанности гражданина и т. п.), эмоционально окрашенных (торжественных и иронических) слов и оборотов речи, крылатых выражений, пословиц, обращений, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов и т. п. Язык публицистического выступления должен быть прост и выразителен, чтобы воздействовать на ум, чувства и поступки слушателей, поэтому хорошие ораторы стараются избегать всякого рода шаблонов. Нужно, чтобы учащиеся осознали это и получили представление о ярком, богатом языке публицистических высказываний.
Обратите внимание на то, что составление плана — это важный момент в подготовке
публичного выступления, в цитатах содержится основная информация о том, как следует
готовить и произносить публичную речь. Опыт показывает, что подготовленную речь
надо прорепетировать дома, чтобы она прозвучала заинтересованно, как
приглашение задуматься над поставлен ной проблемой, включиться в поиск решения,
как призыв к определённым действиям. Выступающий должен чётко сформулировать
коммуникативную задачу своего публичного высказывания, его основную мысль.
Домашнее задание: выучите § 40.
В 
Критик Леопольд Авербах (прообраз Берлиоза в «Мастере и Маргарите») утверждал, что фантастические повести Булгакова — «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Хорош тот врач (а Булгаков и был врачом), который не только поставит диагноз, но и постарается прогнозировать течение болезни.
Сатирические произведения Булгакова,
несомненно, слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не
могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть
«Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности
науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята сотрудниками
ОГПУ во время обыска 7 мая 
Научная интуиция и здравый смысл дают
сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По
прихоти науки возникает чудовищный гомункулус с собачьим нравом и замашками
хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки
искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».
2.Чтение повести "Собачье сердце". Изучение теоретического материала на стр. 111-118. Составление цитатного плана к содержанию.
План
I глава. «Показался гражданин, а не товарищ, и даже
вернее всего господин».
 II глава. «Боже! Пропал Калабуховский дом!».
 III глава. «Разруха не в клозетах, а в головах».
 IV глава. «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый
был».
 V глава. «Перед нами новый организм».
 VI глава. «Дорогой доктор, я измучился за эти две
недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу...».
 VII глава. «Ей-богу, я, кажется, решусь».
 VIII глава. «Ну так вот, Швондер и есть самый главный
дурак».
Эпилог. «То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком».
Домашнее задание. Повторите стр.111-118.