15 марта 2022 года - русский язык, литература - 9-Б, 9-В классы

 15 марта 2022 года - русский язык, литература - 9-Б, 9-В классы

Консультация по теме.

Тема. Тире в бессоюзном сложном предложении

1. Работа с таблицей. Изучите теоретический материал в таблице. Выпишите примеры. 

2. Изучите материал параграфа 35, выполните упражнение 199.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Условия постановки тире

Примеры

1. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда)

1. Настанет вечер — загорятся на небе звёзды.

2. Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если)

2. Май холодный — год хлебородный.

3. Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставитьсоюз так как), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится во второй части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому)

3. Ласточки летают низко над землёй — жди дождя.

4. Первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но)

4. Все ожидали увидеть его на балу — он бросил всё и уехал в дальнюю деревню.

5. Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто)

5. Молвит слово — соловей поёт.

 


Литература

Просмотр художественного фильма "Шинель" (1960)

Тема. Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. "Петербургские повести". Повесть "Шинель"



       1. Работа в тетрадях. Петербург — не только место действия, но и главный герой цикла (страшный, фантасмагорический город, воплощающий силы зла; в нем все лживо; он сводит с ума; в нем нет места «маленькому человеку»). В основе сюжетов повестей — необыкновенная история, случившаяся с главным героем; в основе всего цикла — конфликт личности с обществом, усугубляющийся внутренней дисгармонией героев.

        2. Работа над повестью «Шинель».Составление таблицы.

 

Вопросы для анализа

Комментарии

Какова главная тема повести?

Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни (тема «маленького человека»).

Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

«...Служил в одном департаменте», «когда и в какое время он поступил в департамент... этого никто не мог припомнить», «один чиновник...».

Какая личность перед нами?

Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни — в переписывании бумаг.

Чем стала для него идея приобретения шинели?

Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием.

В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

Никто не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.

С какой целью вводится фантастический финал?

С целью вызвать чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.

Какой тип «маленького человека» воплотился в Башмачкине?

Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая «духовно стертая» личность.

 

3) Обобщение изученного.

«Шинель» Гоголя гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься», не поймут, о чем же написана «Шинель»...» — писал В. Набоков в своем эссе «Николай Гоголь».

Запись в тетрадях. Русские прогрессивные критики почувствовали в нем образ человека угнетенного, униженного, и вся повесть поразила их своим социальным обличением. Но повесть гораздо значительнее этого.

 



Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс