10 марта 2022 года - русский язык, литература - 9-Б, 9-В классы
10 марта - русский язык, литература - 9-Б, 9-В классы
Русский язык
Консультация по теме. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Развитие речи. Выразительные средства языка и речи.
1. Повторить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Повторить параграф 34.
2. Составить конспект по предложенному материалу в тетрадях.
                                     Основные
языковые средства: тропы
     Эпитет — это красочное, выразительное
определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого
объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий
характер», «золотые руки», «серебряный голос». 
       Сравнение — слово или выражение, в
основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде
сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого
приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры:
«прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка». 
        Метафора — средство выразительности, в
основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется
союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи.
Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
      Синонимы — слова близкие по значению, но
отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в
рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать»,
«смотреть – видеть». 
      Антонимы – слова, имеющие прямо
противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать –
шептать», «спокойствие – волнение». 
        Олицетворение — передача
неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленному. Для примера: «ива качала ветками»,
«солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал
радиоприемник». 
        Метонимия — замена одного слова на
другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя
куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против
(имеются в виду все ученики класса)». 
        Синекдоха — перенос сравнения с части
на целое, и наоборот. Пример:
«было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)»,
«насекомое залетело», «в стаде было сто голов». 
        Аллегория — выразительное сравнение
идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях
и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк —
злобу. 
       Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей
выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или
явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок —
высшее зло», «он стал красивее в сорок раз». 
       Литота — специальное преуменьшение реальных
фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше
наперстка». 
       Перифраз — замена слова, выражения
синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических
повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст
— детище автора».
Литература
Консультация по теме
Тема. Н.В. Гоголь "Мертвые души". Эволюция образа автора. Поэма о величии России
Составить конспект по предложенному материалу
1. Художественное пространство поэмы.
             Художественное пространство поэмы составляют два мира,
которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный
мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый
и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир
извращенных духовных ценностей. Мир идеальный – это мир высокого идеала, это
мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых
душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.
           2. Характеристика образа
повествователя в поэме. 
Повествователь в поэме – это реальный человек, имеющий
свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами.
Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его
действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре
поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но
и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни. И хотя образ
повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в
поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор.
Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого
автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор,
– одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и
переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и
обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.
Повествователь любит
Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его
Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке
человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Судьба
народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль
представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна. Однако
он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском
мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее.  И чем больше развивалось мастерство писателя,
тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины.
3. Поэма о величии России
Не секрет, что Н.В.Гоголь
горячо любил свою родину. Размышляя над созданием поэмы "Мёртвые
души", он желал «показать хотя с одного боку всю Русь…». Обличая людские
пороки, создавая яркие лирические отступления писатель раскрывает образ России
в поэме. Изначально автор указывает на величие и прелесть своей родины,
стремление молодых людей к наукам, красоту её природы и архитектуры.
Но сложно было бы описать
страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру
и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что
на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну
населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.
Так, в образе Манилова нам
изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно
равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для
осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их
внезапного исполнения.
Собакевич - также человек, не
лишённый радушия. Внешне он похож на медведя - зверя, символизирующего Россию.
В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его
крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.
Коробочка - образ самой
настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства
вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не
красят помещицу.
Ноздрёв - кутила и пьяница. Он
так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и
даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы - одно из самых
печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.
Плюшкин - персонаж, вызывающий
сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой
ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность
была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий
облик.Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город
России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь
иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.
Итак, к концу произведения автор, создав удивительный
образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на
спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все
испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к
лучшему.
4. Основная мысль поэмы.
Н. В. Гоголь в своей поэме
«Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека.
Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел
только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди
господ.
Автор показывает частое
невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь
описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель
Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич.
Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог
опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев,
каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех
много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам,
жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не
только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на
руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои
деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна
– подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает
пороки всего самодержавно-крепостнического строя.
В поэме автор не ограничивается
обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического
развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в
стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые
уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится
главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но
доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал,
причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью.
Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки
других помещиков.
Ничтожность высших сословий не
может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о
капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог
добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи
оборачивается для капитана высылкой из столицы.
Деградация, которой
способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из
народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен,
развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними,
рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых
даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие
русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь
восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно
эти качества помогают еще верить в будущее страны.
Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.