03 февраля 2022 года - русский язык, литература - 9-Б, 9-В класс
03 февраля - русский язык - 9-Б, 9-В классы
Консультация по теме.
Тема. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
1. Изучение теоретического материала параграфа 30, выполнение упражнения 179 (из упражнения выписать одно сложное предложения, выполнить его пунктуационный разбор)
2. Записать предложения, расставить знаки препинания.
              1) Что(бы) не заблудиться в лесу
собирая грибы я беру с собой компас.
2)
Что(бы) ты посоветовал мне надеть что(бы) было тепло и удобно?
3)
Что(бы) мне почитать что(бы) научиться отличать ядовитые грибы от съедобных?
4)
Что(бы) сделать с грибами что(бы) они не испортились до утра?
5)
Что(бы) стать настоящим грибником нужно что(бы) в лесу ты себя не чувствовал
случайным гостем.
Задания:
1. Спишите, расставляя знаки препинания.
2. Определите вид придаточных
предложений.
3. Объясните правописание частицы бы.
4. Сделайте синтаксический разбор
первого предложения.
    История создания
История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:
1.    
Любопытно
узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице —
Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил —
и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому
постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
2.    
Цензура
жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий
церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание
произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После
смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в
журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии.
Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев
был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором
диалог был опубликован.
3.    
История
создания «Демона» тесно связана с его распространением. Вопреки цензуре и
запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали
знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим
ажиотажем со стороны публики.
4.    
«Демон»
имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и
литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали
странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений.
Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал
иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье
пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно
присутствовал нечистый дух.
                                                     Жанр,
направление, размер
Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:
1.    
Главный
герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой,
Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним
из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без
внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии
Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт
Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
2.    
Место
действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на
романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально
нетипичным.
3.    
Отсылки
к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты
и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
4.    
Кроме
того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»:
одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.
Размер «Демона» — четырехстопный ямб.
                                                                         
Суть
Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.
Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.
                                                               
Образы и символы 
Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество.
| 
   Демон  | 
  
   Падший Ангел
  блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему
  никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему).
  Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение
  через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как
  дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей
  гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая
  его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее
  для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными
  романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.  | 
 
| 
   Тамара  | 
  
   Тамара
  скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на
  земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня
  находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить
  чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания
  ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.  | 
 
                                                                        
Темы
Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.
§  Любовь способна
излечить даже самую израненную и уставшую душу, она является ключом к спасению
от вечного одиночества Демона. Однако его судьба отверженного духа противостоит
намерению Демона найти спасение. Он уже сделал свой выбор, когда пошел против
Бога, и с тех пор его дорога определилась. Ее не изменить даже самым отчаянным
порывом. Поэты-романтики часто изображали любовь как недоступный на Земле
идеал, и Лермонтов продолжил данную традицию. Счастливой любви в тексте нет.
§  Вера спасает
Тамару от вечных мук в Аду, она не поддается уговорам Демона и продолжает
верить, что Бог ее спасет. Ее сопротивление страсти и самоотречение во имя
религии в стенах монастыря — все это говорит в ее пользу, и Ангел спускается на
выручку. 
§  И основная тема,
которая затрагивается во многих произведениях – борьба
добра со злом. Ангел и Демон — это две стороны одной
человеческой души. Они борются в каждом из нас, и очень важно осознавать, что
не существует деления на отрицательных и положительных персонажей. Автор
аллегорически описал две стороны человеческой сущности. Возможно, реально
существующая героиня в тексте одна — это Тамара, душа которой разрывается от
противоречий.
§  Мистика является
одним из любимых приемов романтиков. Автор прибегают к ней, когда хотят
оторваться от земных забот и показать идеал, недоступный действительности.
Лермонтов создал свое двоемирие, показав жизнь духов и бытие людей.
§  Природа. Грузинские
пейзажи подходят для описанных событий и подчеркивают страстную, гнетущую
атмосферу произведения. Они олицетворяют непреклонный и знойный нрав злого
духа.
                                                            
             Проблемы
Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.
1.    
Гордыня.
Для автора любовь – это святое неземное чувство, которое отзывается в нас
чем-то мистическим и духовным. Она не может быть совместима с пороком и злом,
она заставляет нас творить добро и отказываться от гордыни. Демон не мог выйти
из своей гордой и надменной сущности, поэтому его страсть окрасилась в мрачные
тона и убила Тамару. Чувства не победили в нем, а оказались побежденными более
сильными порывами его души.
2.    
Одиночество. Демон трагически одинок и тяжело переживает
низвержение. Автор открыто сочувствует ему, понимая, что природу злого духа не
изменить. Он таков, его таким создали, поэтому он обречен на одинокие скитания.
В характере Демона прослеживается схожесть с нравом самого автора, которого
современники считали желчным, замкнутым и неприветливым человеком, обреченным
на уединение и нелюбовь.
3.    
Бунт против своей природы — это тоже проблема, поднятая в
произведении «Демон». Герой ненавидит свой путь и хочет перемениться, но
метаморфоза невозможна. Ты — тот, кем тебе суждено быть, ты не делаешь себя сам
— вот посыл, который пропагандировали многие поэты-романтики, поэтому все
попытки Демона тщетны.
4.    
Судьба.
По мнению многих поэтов-романтиков, злой рок неумолим. Если что-то начертано на
роду, то от этого не уйдешь. Так и Демон не смог уйти от себя, не сумел
свернуть со своей дороги, как ни пытался.
                                                                      Основная идея
Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.
Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает.
                                                        
Средства
выразительности
1.    
В
первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как
трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица». 
2.    
В
описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно
отверженный».
3.    
Также
автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним
теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила
поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте,
ревел».
4. Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку.