13 ноября 2021 года - русский язык, литература - 7-Д класс
13 ноября - русский язык - 7-д класс
Консультация по теме
Тема. Страдательные причастия прошедшего времени
1. Запишите предложение для синтаксического разбора. Составьте его схему.
2. Работа по учебнику – изучение параграфа 21, выполнение упражнения 124.
Вывод. Страдательные
причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов прошедшего
времени. Суффикс -л- заменяется
суффиксом -нн- или -т-. Если глагол не имеет суффикса или
оканчивается на -ил или -ел, страдательное причастие прошедшего
времени будет заканчиваться на -ённый,
-енный: развеять — развеял, развея-нн-ый;
сшить — сшил, сши-т-ый; поразить — поразил, пораж-ённ-ый.
Если глагол в прошедшем времени
оканчивается на -ал-, -ял-, то причастие будет оканчиваться на
-анный, -янный: прочитать — прочитал,
прочит-анн-ый; растаять — растаял, раста-янн-ый.
Задание. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.
Просмотр видеоурока по теме
1.Составить конспект по творчеству поэта в тетрадях.
2. Работа над поэмой «Полтава». Основные положения записываются в тетрадь.
Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695—1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода). Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале ХVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700—1721) Россия добилась победы. Но с этим не мог смириться шведский король Карл ХII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника. В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.
3. Чтение отрывка из поэмы, беседа по
вопросам.
— Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку нависли хладные штыки и. Шведы рвутся вперед. Поле битвы — поле «роковое» (рок — судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.
Но
русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит ...»,
«Сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)
— Объяснить: «Как пахарь, битва
отдыхает»? (Наступает затишье перед боем,
готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и
необходимой работы (пахоты,), пахарь труженик и воин — труженик. Идет
перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки голодный ревя —
требование жертв.)
— Как автор рисует начало генерального
сражения? («Сошлись в дыму», «под градом
раскаленным» и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки —
вступает в рукопашный бой, «летучая» конница — перемещение. Звенят сабли,
рубят, «бросая груду тел на груду» — новых погибших на уже погибших. Горячие
ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность
усиливаются употреблением глаголов — «колет, рубит, режет», а затем только
существительных — «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье»,
«стон».)
— Какие строчки, какое сравнение еще
более подчеркивают жестокость сражения?
(Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)
— Каким мы видим Петра I, Карла ХII? Как автор относится к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. 
Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды
они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал,
потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского
солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
4. Домашнее задание. Выучить составленный конспект в тетрадях.