11 ноября 2021 года - русский язык, литература-9-Б, 9-В классы

 11 ноября - русский язык, литература - 9-Б, 9-В классы
Русский язык
Консультация по теме

Тема. Развитие речи. Редактирование текста

1. Задание 1. В тетрадях записать предложения в исправленном виде.

·        На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского
пейзажа. (Р — тавтология).

·        Плохой учитель не заслужит авторитета от ребят. (Г — ошибка в управлении).

·        Художник подарил музею свой автопортрет. (Р - плеоназм).

·        Испытывал чувство счастья. (Р - канцеляризм).

·        Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. (Р-
неправильное употребление слова в несвойственном значении).

·        Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. (Г – ошибка в
словообразовании).

·        Прочитав этот рассказ, меня как живые окружали его герои. (Г - ошибка в
употреблении деепричастного оборота).

·        Я видел тропинку, ведущей к морю. (Г - ошибка в согласовании).

·        Один раз, когда мы ездили с ночёвкой в лес. Мы пошли к ручью, чтобы
набрать воды. (Г – нарушение границ предложения).

·        Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев. (Г - ошибка в потреблении
причастного оборота).


Задание 2.

-        Какие синтаксические конструкции можно построить, чтобы исправить
ошибку в употреблении деепричастного оборота?

«Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора». Определить характер ошибки, дать 6 вариантов правки.

1.    Когда я читала это произведение, меня изумила глубина мысли автора.
(Сложноподчинённое предложение).

2.    Я читаю это произведение, и меня изумляет глубина мысли автора.
(Сложносочинённое предложение).

  1. Меня, читающую это произведение, изумляет глубина мысли автора.
    (Простое предложение с причастным оборотом).
  2. Я читаю это произведение и изумляюсь глубине мысли автора.
    (Простое предложение с однородными сказуемыми).
  3. Читая это произведение, я изумилась глубине мысли автора. (Простое
    предложение с деепричастным оборотом).
  4. При чтении этого произведения меня изумила глубина мысли автора.
    (Простое предложение).

Д.С.Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Вот этой лёгкости стиля мы и пытаемся учиться на подобных уроках русского языка, на уроках редактирования.

 


Домашнее задание

Повторить параграфы 53. 54.



Литература.


Консультация по теме.


Тема. А.С. Грибоедов "Горе от ума". Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта.


 1. Составление конспекта по теме

— Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие — нарушены.

1) Правило «трех единств»:

— единство времени (1 день);

— единство места (дом Фамусова);

— единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт).

Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о признании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д.

2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка.

3) Наличие любовного треугольника.

4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза).

5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).

 2. Работа над текстом комедии.

Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную.

1) Чтение комедии

 2) Беседа по содержанию прочитанного.

— Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей?

Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.)

 3) Беседа по содержанию 7-го явления.

Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза?

— Как встречает его Софья?

— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.


 Домашнее задание
Подобрать цитаты к образу Чацкого.

Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

11 ноября 2022 года - русский язык, литература -10-Б класс