09-11 ноября 2021 года - риторика - 5-А, 5-Б, 5-в классы

риторика
5-А 11 ноября,
5-Б 9 ноября
5-В 10 ноября

Консультация по теме

Тема. Культура общения. Культура устной речи

1. Составление конспекта по предложенному материалу в тетрадях.

Русский литературный язык складывался постепенно, на основе славянских, древнерусских традиций, в среде образованной части общества.

1.Когда говорят о культуре речи, в первую очередь име­ют в виду соблюдение норм литературного языка.

В освоении нормы главная, решающая роль принадле­жит речевой среде, то есть той речи, которую ребенок слышит вокруг себя с раннего детства: это речь родителей и близких, в школе — речь учителей и учеников. А так­же речь, которую учащиеся слышат из СМИ. Эта среда далеко не всегда предоставляет грамотные образцы. Только в школе, как правило, действует единый режим образцовой, нор­мативной речи.

Что такое норма?

а) свободное владение голосовыми данными: речевым дыханием, силой, громкостью голоса, темпом речи, дикцией — четкостью звукового рисунка и пр.;

б) орфоэпические знания и навыки, умение пользоваться справочниками и словарями.

 Лексическая норма предполагает:

а) точное знание прямого значения слов, оттенков значения, сочетаемости слов, умение быстро выбрать нужное и самое точное олово;

б) постепенное овладение многозначностью слов и их переносными значениями;

г) умение и потребность пользоваться словарями.

С л о в о о б р а з о в а т е л ь н а я норма.

Говорящему или пишущему очень редко приходится самому создавать новые слова, поэтому школьнику необ­ходимо: а) владеть элементарными знаниями морфемики и знать способы образования слов;

 Грамматическая норма (морфология, син­таксис) предполагает: 

знание основных правил, изменения слов по числам, падежам, по родам, по временам и лицам и пр. (морфология), понимание значе­ний каждой формы, а также соблюдение сочетаемости слов, их связывания в предложении.

Нормы правописания (орфография, пунктуация, каллиграфия).

Орфография и пунктуация имеют очень сложную сис­тему грамматических понятий и правил (их сотни), а так­же опираются на традицию, смысл текста и на интона­ции; огромную роль играет память.

Каллиграфия имеет иную природу, требует навыка движущейся руки, но в условиях общения играет огромную роль: небрежное, неаккуратное письмо нередко приво­дит к искажениям в понимании текста (намного чаще, чем орфографическая ошибка).

 

Выводы по теме

 Перечислим основные требования, предъявляемые к речи учащихся: содержательность, логичность, точность, богат­ство, выразительность, ясность, правильность.

Содержательность речи. Когда высказывание построено на знании фактов, на наблюдениях, когда тщательно обдума­но, тогда оно содержательно.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает знание предмета, обоснованность выводов, умение начать и за­вершить высказывание.

Точность речи. Ясность речи предполагает ее доступность слушателю и читателю. 

Выразительность речи предпола­гает умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, способность воздействовать на слушателя с помощью интонации.

Правильность речи – качество, обеспечивающееся соот­ветствием литературной норме.

Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс