08 ноября 2021 года - русский язык, литература - 7-Д класс
08 ноября русский язык - 7-Д
Консультация по теме
Консультация по теме
Тема. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
1. Словарная работа
Бледно-розовый, изумрудно-зеленый, иссиня-черный, сельскохозяйственный, железобетонный, революционный, дальневосточный, древнерусский.
2.Списать, расставить знаки препинания.
Все лето медведи то лакомятся спелыми вкусными ягодами то у диких пчел отведают медку то разорят муравьиную кучу то заберутся в овес.
3. Работа над
изучением нового учебного материала.
Работа по учебнику –
повторение параграфа 18, выполнение упражнения 108.
4. Закрепление учебного материала.
Задание 1. Подберите к данным существительным зависимые слова — действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы причастий, подчеркните изучаемую орфограмму.
Задание 1. Подберите к данным существительным зависимые слова — действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы причастий, подчеркните изучаемую орфограмму.
Всадник, карандаш, люди, ребёнок, рабочий, снежок, луга, волна*, полумрак*, шум прибоя*
Ответ: падающая волна, гнетущий
полумрак, рокочущий шум прибоя.
Задание 2 Приведите
примеры причастий на -ущ-, -ющ- и
однокоренных прилагательных на -уч-,
-юч-. Объясните их различия (колющий
— колючий; горящий — горячий; кипящий — кипучий).
Эти причастия могут выступать и в роли прилагательных: колющее средство.
Эти причастия могут выступать и в роли прилагательных: колющее средство.
Домашнее
задание
Выучить параграф 18, выполнить упражнение 109
Консультация по теме.
Тема. Г.Р. Державин. Краткий рассказ о
поэте. «Река времен в своем стремленьи», «На птичку», «Признание»
1.Составление краткого конспекта по творчеству поэта.
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743—1816)Крупнейший поэт второй половины ХVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепляя ее могущество, заботу о благополучии своего народа.
В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать,Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных,Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильных,Исторгнуть бедных из окон.
2. Работа по учебнику (с. 69, I ч.).
(Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» — ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признается в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, что если читатель — человек, то не упрекнет поэта ни за что, поэт уверен, что осудить его не за что.)Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным языком, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.
— Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)
4.
Чтение стихотворения «Река времен...», написанного за
несколько дней до смерти.
— О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно, уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)
— Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры»
(лира — лирика — поэзия,) и «трубы». Бессмертно, по мысли Державина,
творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)
— О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно, уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)
Вывод. Память о нем жива, потому что он содействовал
распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал
истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова,
понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот
поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).
5. Домашнее задание
Знать материал по изученной теме.