05 мая 2021 года - литература - 8-В класс

 05 мая - 8-в класс

Консультация по теме.

Тема. Обзор рассказа В.А. Титова "Грезы старого парка"

1. История создания произведения и его краткое обзорное содержание. Прочитать, составить краткий конспект по теме.
   «Грезы старого парка» – последнее завершенное произведение В. Титова. Впервые повесть опубликована в 1986 году, в журнале «Радуга», во 2-м и 3-м номерах. Журнал издавался в Киеве издательством «Радянський письменник».
   В небольшой по объему повести В. Титов сумел поднять широкий спектр проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. Это проблема патриотизма, памяти, уважения к подвигу и делам прошлых поколений, созданным ими материальным и духовным ценностям. Волнует писателя и проблема творческого отношения к делу и связанные с этим вопросы организации труда и управления в различных сферах жизни общества. Насущными видятся ему проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, ответственности человека перед семьей, обществом; проблемы экологии, нравственности. Размышляет автор и над философскими вопросами: что есть жизнь, в чем ее смысл? При таком разнообразии проблем и тем, которые затрагивает писатель, не удивительно, что повесть густо заселена героями, число которых приближается к полутораста. Это дети дошкольного возраста, школьники и студенты, сотрудники школ и работники паркового хозяйства, заводчане, шахтеры, посетители парка. Иные появляются на страницах повести и тут же исчезают, некоторых мы не знаем даже по имени. Но, кажется, убери хоть одного из них – и повествование рассыплется, как не сложится узор в калейдоскопе без выпавшего стеклышка. 
   Система главных действующих лиц. Непросто выстроена и система главных действующих лиц повести во всем разнообразии их взаимоотношений и разветвленности сюжетных линий. В их судьбах, разговорах, размышлениях, а порой и в коротких замечаниях, реакциях на то или иное событие живет большой промышленный город восьмидесятых годов двадцатого столетия с повседневными делами и заботами его жителей.
   Прошлое города оживает в воспоминаниях героя повести – старика Селивана. Свидетелем прошлых лет и событий является и старый городской парк.
   Жизнь страны, мира врывается на страницы повести перестуком колес и гудками тепловозов, ревом самолетов, голосами ведущих радиопрограмм из громко звучащих в парке радиодинамиков. Так происходит взаимодействие опыта прошлого с опытом настоящего, без осмысления которого нельзя строить будущее, ибо сегодня и сейчас закладываются его основы. По большому счету, повесть есть размышления писателя об ответственности каждого за добрую память о тех, кто жил до нас на земле, за свое дело, за будущее наших детей и всего мира.
    Место действия – областной индустриальный центр, старый городской парк.
Образ парка является центральным в произведении. С парком так или иначе связана жизнь героев, здесь сосредоточено действие всех событий, происходит завязка и развязка конфликтов. Отношение к парку героев повести – нравственное мерило для их характеристики, авторской позиции в оценке всего, что происходит в узком, но открытом всему миру пространстве. Парк и его обитатели равноправны с другими героями повести. Прообразом парка стал хорошо известный всем жителям города Луганска Парк культуры и отдыха им. М. Горького. В окружении парка в повести упоминается многоэтажный дом с часто не работающим лифтом, заставляющий вспомнить дом, в котором жил писатель. Он находится в районе городского сквера, носящего сегодня имя «Молодой гвардии».Эти уголки отдыха луганчан были хорошо известны В. Титову. В парке им. М. Горького он любил отдыхать с семьей, с друзьями, когда жил неподалеку, на квартале Гаевого, в доме № 18, где располагается сегодня Музей-квартира писателя В. А. Титова. Былую славу к тому времени парк уже потерял, но его тенистые зеленые уголки, река Лугань, озеро «Восьмерка», как назвали его в народе, по-прежнему привлекали жителей прилегающих к нему районов города – и взрослых, и особенно ребятишек, не боящихся нырять в уже порядком загрязненную воду. План реконструкции парка, о котором герои повести ведут горячие споры, также взят из жизни – в общих чертах этот план был реализован при реконструкции луганского парка им. 1 Мая.
   Человек с липецкими крестьянскими корнями, В. Титов был крепко душой привязан к земле, к природе, старался при любой возможности выбраться из городской среды в зеленую зону. Он больно переживал, наблюдая, как редели наши парки и скверы после очередных реконструкций, как все больше дичал парк им. М. Горького – гордость паркового строительства довоенных лет, захламлялись берега реки Лугани, как беднели и мельчали при этом людские души. Эту боль он выплескивает на страницах повести «Грезы старого парка».
   Старый парк в повести – живой организм. Он вырастает до символа природного начала всего сущего, частью которого является и сам человек, порой забывающий об этом.
«И у этого парка, у его деревьев, даже кустов, тоже есть судьба, – читаем мы в первой главе, задающей тон всему повествованию. – Деревья растут и умирают, цветут весной и роняют листву осенью, их секут грозы и обжигают вьюги, ласкает солнце и раздирает кору трескучий мороз, их лелеет и калечит человек. Над ним поднимаются и падают зори, отсчитывая дни их жизни, и во все времена – тогда, когда их кроны буйно обрастают листвой, и тогда, когда их стволы, голые сучья покрываются инеем и наледью, – рядом с ними находится человек. Часто добрый, иногда злой, порой счастливый, больше несчастный, бывает веселым, а случается, приходит сюда, как кровожадный хищник, потерявший рассудок от ран, нанесенных ему обезумевшими собратьями».
   От гордыни – этого смертного греха – призывает писатель отказаться человечество в его взаимоотношениях с природой: «Природа врачует раны твои, человек. Не ошибись только в своей гордыне, что все свершенное на этой беспредельно огромной и мизерно маленькой планете, называемой Землей, – дело рук твоих. Не кричи во всеуслышанье, что только ты один создаешь все сущее, что все покоришь и преобразуешь на пользу свою». Если человек, мнящий себя царем природы, не одумается, последствия будут ужасны. Их силой своего художественного предвидения воссоздает автор в пророческих снах деревьев-патриархов: «Серебристому тополю Великану и могучему кедру на другом конце земли странные сны видятся по ночам. Будто окутало нашу землю грязно-желтое ядовитое облако пыли и смолкли птицы, звери, спрятался человек, не шелестит листва.
  А где-то в недосягаемо-неведомом далеке одиноко и горько плачет мать, прародительница рода людского, потому что не хочет и не может произвести на этот изувеченный свет существа себе подобного. И звать на помощь, и проклинать уже некого… И здравый смысл исчерпал себя. Он перерос в раковую опухоль, огромную, всемогущую, но парализованную, разлагающуюся и в ясном сознании умирающую. Разум погубил сам себя» . Как напоминание о прошлом и предупреждение на будущее высится в парке каменный солдат, прототипом которого является памятник на братской могиле советских воинов, установленный в 1945 году в луганском парке им. Горького. Авторами его являются скульпторы В. Х. Федченко и Н. Л. Бунин.
   Обращение на страницах повести к подвигу солдата – подвигу народа в годы Великой Отечественной войны – придают повествованию публицистическую остроту и философскую глубину. Этот тон задан с первого появления образа на страницах повести, в его авторском описании: «…в самом центре парка, среди белах берез, застыл в вечном карауле каменный солдат с крепко стиснутым в руках автоматом. На его непокрытую голову падают листья, кружась, ложатся на плиты братских могил, и тогда кажется, что от берез и кленов, от тополей и ясеней, исходит тихий и грустный марш, то ли это „Прощание с Родиной“, а, может быть, что-то совсем иное, неведомое, чего мы просто не в силах понять. Но мелодия навевает думы о весне и осени, о жизни и смерти, о превратностях человеческих судеб. Да и не только человеческих».
Подвиг солдата – камертон, который не дает сфальшивить при оценке себя, других людей, человечества в целом. Он есть нравственное мерило нашей жизни: «Кощунственно завидовать судьбе твоей, каменный солдат. Но кто на наших могилах поставит крест или камень в изголовье? И заслужим ли мы этого, оставим ли после себя былую материю, составляющую основу нашей жизни, основу основ мироздания?».
Парк, как воплощение вечно живой природы, притягивает к себе людей. Его посетители днем – бабушки с внучатами; вечером молодые пары клянутся здесь в любви друг другу; став людьми семейными, приходят сюда со своими детьми. На урок ботаники приводит класс в парк школьный учитель, на торжественное мероприятие к каменному солдату ведет отряд вожатая. Приезжает поклониться могиле сына его старенькая мать. Парк – своеобразный клуб по интересам для шахматистов, бильярдистов. В выходные дни после рабочей недели спешит сюда трудовой люд. Влекут к себе зеленые аллеи, радует пение птиц, тянет прохладой от реки. «…как вырвешься на свежий воздух, посмотришь на эти березки, клены, цветы-цветочки, понюхаешь травку-муравку, послушаешь щебет пичужек и… – рассуждает один из героев повести. – Нельзя человеку без всего этого. Никак нельзя. Душа черствеет». Не пустеет парк и зимой. Тут и там на снежной целине видны следы лыж, слышатся людские голоса. Но не просты взаимоотношения парка с человеком. С одной стороны, благодаря человеку, разрастался парк на берегах Лугани, с другой стороны, сам человек его и уничтожает.
«В нашем зеленстрое, – объясняет один из его рабочих, – как на войне: одни убивают, другие оживляют». Он рассказывает, как, имитируя активную деятельность, дает начальство указания сажать тополя, которым жизнь здесь уготована недолгая – в парке их скоро срубят. В новых жилых микрорайонах продолжают высадку тополей, одновременно проводя пропагандистскую кампанию против этой древесной породы, не лишенной между тем полезных для окружающей среды качеств. То завозят в город персидскую сирень, то высаживают каштаны, сомневаясь, смогут ли они здесь прижиться.
И вот в результате еще одного бездумного распоряжения пришел последний час старого великана-тополя в парке.
Нелегкой была его судьба, поведанная нам повествователем: «Великан многое повидал за свою долгую жизнь. Он был очень стар. Видел, как гибли совсем молодые собратья, как иссыхала речка, до которой он, как руками, дотягивался корнями, слышал любовный шепот и разрывы снарядов, содрогался, когда под пулеметными очередями под его кроной падали люди с последним предсмертным хрипом. Многих прикрыл своим телом и многие годы потом залечивал раны от пуль и осколков». И вот теперь он встречает свою смерть как солдат: «Он понял, что настал его конец, и не испугался, не пришел в ужас: не дрогнул ни единой своей ветвью, гордо продолжал возвышаться ушедшей высоко в небо верхушкой над всем парком. Он ни о чем не жалел и пощады ни у кого не просил».
«Пожил, пошумел на ветру старикан», – вздыхает бригадир лесорубов Михаил Григорьевич, готовясь выполнить задание, которое ему совсем не по душе. Грубо обрывает он тираду напарника – Георгия, которого беспокоит лишь то, что с таким большим деревом придется долго повозиться: «Да тебе что лес рубить, что гробы сколачивать – все едино. Лишь бы бутылка была». Но Жора, неспособный понять чувств бригадира, не унимается: «Ну, поплачь, поплачь. Говорят, помогает. Только деньги тебе будут платить не за слюни, а за работу».
«Ну, дружок, царство небесное», – прощается с деревом лесоруб, прежде чем взмахнуть топором.
Даже не вздрогнул Великан. Продолжает тянуть сок, ветви поит, успокаивает старшего сына – нижний сук, которому выпала судьба погибнуть раньше отца: «Ты первым явился на этот свет. Честно жил, как мог служил людям, и тебе ли бояться смерти? Она не страшная, когда в жизни был смысл. Мужайся! Смотри, сколько молодой поросли идет на смену. Таков закон жизни, ее смысл».
Долго работали лесорубы – не могли совладать с Великаном. Крепко стоял тополь и умирать не хотел. Нутро его будто закаменело, не поддавалось ни топору, ни пиле. Многое успел вспомнить тополь – судьбу свою и тех людей, чьи дороги пересеклись с ним. Вспомнил и бой, после которого остались в его теле пули и осколки. Они жгли его больше всех ран, причиненных ему людьми за всю длинную жизнь. Из-за этих боевых «трофеев» не решались теперь люди воспользоваться бензопилой, и растянулась агония дерева на два дня.
Но и подрубленный почти наполовину, Великан не плакал, изо всех сил продолжал бороться за жизнь своих ветвей, трепетные маленькие почки которых в предчувствии наступающего утра чуть-чуть шевелились, поворачивая крохотные головки на восток. «„Все проходит…“ Даже проносится впопыхах, – думает последнюю думу тополь. – А может, оттого, что впопыхах! Конечно же, умрут и эти звезды, исчезнет Млечный Путь, и завтра наступит его, Великана, конец, но ведь вырастут другие деревья, родятся новые звезды. „Из ничего?“ Подобное не может не родить себе подобное. „А память?“ Может быть, это и есть тот зародыш, из которого рождается новое? Учитывая и исправляя ошибки прожитого или усугубляя их».
«„Все проходит…“ Пройдет ночь, наступит день. Потом все повторится? – звучит авторский голос. – Нет, не все. Завтра, нет, уже сегодня, Великана-тополя не станет…»
И радости от зарождения нового дня старый тополь не ощутил и не разделил. А из репродуктора доносящийся твердый мужской голос беспристрастно говорил о войнах в дальних странах, о сожженных деревнях, расстрелянных людях и о новом, невиданной силы оружии, способном уничтожить все живое на земле.
«Эх, человек, человек. Как неразумен ты бываешь иной раз в своем кичливом разуме!».
Только бульдозер с тросом помог справиться с могучим деревом лесорубам, подмяв заодно несколько кустов роз и недавно высаженные на поляне гвоздики. Не успокаивает садовницу Варвару, бросившуюся на защиту растений, реплика: «Не велика беда. Посадите заново».
Бригада женщин-садовниц, собравшаяся около тополя толпа любопытных – все молча, с какой-то сдержанной угрюмостью наблюдали за разыгрывающейся сценой.
Пришел смертный час тополя, «огромные железные клыки ковша впились в ствол, и небо над верхушкой Великана дрогнуло. Качнулся будто в прощальном поклоне каменный солдат, побежали куда-то дубы и клены, скрылись за осинками березы, пропали танцплощадка и игорный дом с телефонной будкой на углу – оглушительно скрипучий треск, тягучий и страшный, пронзил весь парк, рябью прошелся по речушке, взмыл в синь весеннего неба и криком лег на гудящий город.
„Останови свой топор, человек! Подумай о душе своей!“, – словно колокол, звучит слово писателя.
Осиротел угол парка. Кружат над срубленным деревом с отчаянными криками птицы, будто оплакивают своих не успевших родиться птенцов и навсегда прощаются с Великаном.
Плачет и грач над гнездом, разоренным мальчишками. Образы детей в повести играют важную роль. Дети – будущее города, страны, мира, и потому очень важно, какими они вырастут. Главные нравственные ориентиры в жизни должно дать им старшее поколение.
„Детство, – делится с нами своими мыслями В. Титов, – самая чуткая, но и быстро проходящая пора человеческой жизни. Ребенок воспринимает все, что случается с ним, и запоминает разумом и сердцем. Именно потому непреложным принципом для каждого взрослого должно быть внушение маленькому человеку идей гуманизма, патриотизма. Он не вырастет патриотом и гражданином, если не научится любви к матери, к земле, к Родине. Если не научится жить среди людей, работать, дружить, делать общее дело, помогать и с благодарностью принимать помощь“.
Один из таких важных жизненных уроков дает герой романа Потапыч – работник парка – маленьким разорителям грачиных гнезд. Всех троих он знал как облупленных. Попадались они ему и рвущими с корнями подснежник, и разрушающими муравьиные кучи, и разрисовывающими забор танцплощадки всякой всячиной, и на других шкодливих делах. Поймав их, что называется, на горячем, сделав вид, что не видит двух разбитых ребятами грачиных яиц, заводит он с мальчиками разговор по душам. Жалуется им, что какие-то негодяи разоряют птичьи гнезда в парке. „Это же живая жизнь. Природа! – сокрушается он. – Что будет, если пропадет все? Все эти деревья, кустарники, цветы, травы. На голой земле вы согласны жить?.. А как жить будете, если птиц и прочей живности не станет? Они же наши младшие братья. Их жалеть надобно, заботиться о них“.
Напомнил он ребятам, как весной они рвали подснежники с корнями, а потом осознали, что занятие это негожее и помогли в охране первоцветов. „Нужное дело сделали, – подчеркнул дед, – и люди вынесут вам благодарность за спасенную красоту“.
Рассказав маленьким собеседникам, с каким трудом сооружает себе грач гнездо, сколько горюшка хлебнет птица, пока высидит птенца, он неожиданно для них просит помочь ему спасти птичьи жилища от хулиганистых негодяев, которые потеряли всякую совесть. А его собеседники – не такие. „Хорошие мальчики. Настоящие парни. Смелые и честные“, – хвалит он их и уверяет, что ребята с его помощью справятся и с этим делом.
Принявшие предложение ребята смотрят на тополь, на котором перед беседой с Потапычем успели набезобразничать. И как по-разному вели себя они во время разбоя, так по-разному воспринимают и картину, открывшуюся перед ними.
– Вокруг тополя с криком летал все тот же большой и растрепанный грач, в нижнем развороченном гнезде в полный рост на обеих лапках стоял другой, задрав к небу серый массивный клюв, и молчал.
– Из рогатки бы его! – зло подумал Серега-муха, собираясь уйти домой.
– Глянь, он по деткам плачет, – указал на молчащую птицу Вовка.
– Молча не плачут, – отозвался Максим, и голос его отчего-то дрогнул.
Грач стоял с поднятым вверх клювом, неподвижный и скорбный, как надгробное изваяние, и у Максима в груди пыхнуло пламя, обожгло нутро и, сам того не сознавая, он заткнул уши пальцами, побежал напрямик по парку, к дыре, проломанной в заборе, что вела ближней дорогой к дому.
Дома Максим, измученный мыслями обо всем пережитом им за день, признается родителям: „Я разорял грачиные гнезда и ел яйца. Я хищник и негодяй!“.
Беспокоит писателя и судьба домашних животных, по вине человека ставших бездомными.
Последним прибежищем стал парк для собаки Весты. Историю ее жизни рассказывает нам автор в четвертой главе. Сладко жилось ей в милой, счастливой семье, где баловала ее болонкина любимица Лариса.

Популярные сообщения из этого блога

10 ноября 2022 года - литература -8-Г, 8-Д класс

24 января 2023 года - литература - 8-Г, 8-Д класс

04 апреля 2023 года - литература -10-Б класс